Три волны Танго в России

Второй век живет Танго во всем мире и остается настолько популярным, что большинство сегодняшних песен исполняются на ритм этого танца, Танго в кино, в концертах, о Танго говорят, о Танго спорят.

 

Однако судьба Танго была непростой, полной драматических событий не только на своей Родине - в Аргентине, но и в Европе, и в России начала XX века. Сегодня мало кто об этом помнит. Еще в конце ХIX века, когда Аргентинское Танго только заявило о себе, ревнители нравов увидели в нем слишком натуралистические любовные ухаживания, другие – откровенный эротический призыв. Аргентинские богачи с Танго боролись. Они запрещали детям посещать "энрамадас" – места, где танцевали Танго. Во многих странах Танго сразу же обрел негласный статус "явления непристойного", "чрезвычайно сексуального, влекущего до неприличия... " Против Танго ополчились пуритане всего света. Тогда-то и появились в разных странах первые запреты. Например, высшее духовенство католических стран не раз обращалось к своей пастве с воззваниями против "дьявольского", "непристойного" танца. Папа Римский и кайзер Германии Вильгельм наложили запрет на него, а английская королева заявила, что отказывается танцевать "это". Танго было запрещено танцевать австрийским офицерам, в гимназиях, в институтах благородных девиц и на праздничных светских балах исполнять Танго считалось верхом неприличия. Танго также было запрещено танцевать и в России. Так в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием Танго". Судьбу Танго в свое время разделяли и Вальс, и Мазурка, и Полька...И в 20-30-ые годы оно также было под запретом, как танец "упадочной" буржуазной культуры. Но были и такие, кто усматривал в хореографии и музыкальной динамике Танго отражение естественных страстей человека. И такие ценители аргентинского танца оказались в большинстве.

Европейская "биография" Танго начинается с 1910 года, когда один из аргентинских композиторов привез в Париж музыку и хореографию этого танца. Париж был выбран не случайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы - не зря ведь, созданная в 60-х годах XVII века, Парижская академия танца многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения "бальной хореографии". Париж влюбился в Танго с первого взгляда. Это был золотой век Танго, период тангомании. Возникла мода на все, что связано с Танго - танго-вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа Танго и разошлось по всему миру - в Лондон, в Нью-Йорк, в Германию и в Россию, хотя не беспрепятственно.

Первая волна Танго захватила Россию в начале ХХ-го века. Несмотря на то, что Танго было официально запрещено, оно стало очень популярным в Петербурге и других городах. Отношение к Аргентинскому Танго было неоднозначным. Одни одобряли новый танец, другие, наоборот, резко порицали, так как считали его неприличным, против Танго ополчились влиятельные силы. Первого января 1914 года "Санкт-Петербургские новости" сообщали, что "Париж называют теперь столицей Танго", а фельетонист московской газеты "Русское слово" В. Дорошевич в январе 1914 года писал об "эпидемии, которая свирепствует в Европе и носит название Танго". Одни считали, что с Танго в их жизнь входит новый стиль, новая линия, другие писали в столичной газете "Танго сводит петербуржцев с ума". Сам танец, между тем, видоизменялся. В мелодике и ритмике появились специфические европейские черты, менялись пассажи, позы, хореография. Известная русская балерина Тамара Карсавина в газете "Биржевые новости" выразила свое мнение о Танго: "Собственно говоря, тот танец Танго, который танцуют в Аргентине, ничего общего не имеет с Танго, которое исполняется в Париже. Я видела оба исполнения… В то время, как в Аргентине Танго в своих рискованных положениях еще ярче подчеркивается самими исполнителями, Танго в Париже, если можно так выразиться, облагорожено и допустимо к исполнению в обществе. Танго весьма интересен, как танец характерный, и если его исполнять без вычурностей, то он весьма приличен..." Редакции разных журналов и газет принялись активно обсуждать, что же такое Танго и как его надо танцевать. Для этого приглашались "специалисты по Танго", их мнения о Танго часто освещались в прессе, споры разгорались. Вместе с тем "Петербургский листок" восторженно сообщал, что в столице "витрины магазинов сплошь увешаны материями цвета танго (оранжевый); всем предлагают духи, перчатки, ботинки, и всюду вы слышите – "Танго", "Танго" и "Танго"! Уже идет оперетка "Принцесса Танго", в книжных магазинах выставлены книги о Танго." Никакие запреты не помешали, а наоборот, только усилили желание танцевать именно Танго, люди почувствовали в хореографии и музыке танца отражение естественных потребностей человека в любви, в выражении чувств. Вот ведь каким популярным было Танго еще на заре минувшего века.

После событий 1917 года Танго погрузилось в вынужденное семидесятилетнее забвение при пуританской советской власти. Танго, очень близкое русскому человеку своей эмоциональностью, трагичностью, резкой сменой настроений, мелодикой – оказалось почти под запретом во времена Советского Союза, оно считалось образцом "загнивающей буржуазной культуры". Танго не запрещали, а очень настоятельно "не рекомендовали" танцевать этот танец, в то время его почти исключили из конкурсов. Но все равно Танго буквально пробивало себе дорогу к сердцам отечественной публики. На нэповские времена пришелся его расцвет. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Херардо Родригеса (Gerardo Matos Rodriguez), "Брызгами шампанского" Хосе М. Люкьеси (Jose M. Lucchesi), "Утомленным солнцем" Ежи Петербурского (Jerzy Petersburski). В это время появляются музыка, стихи и исполнители русского Танго. Благодаря латвийскому композитору Оскару Строку Танго распространяется в России уже второй волной. Его композиции "Черные глаза", "Скажите, почему?", "Когда весна опять придет", "Лунная рапсодия" и другие исполняет популярный эстрадный певец Петр Лещенко, на тот момент живущий за границей. В военные годы советские граждане передают друг другу пластинки с голосом Лещенко как бесценный дар. Перу Оскара принадлежат более трехсот Танго, многие из которых звучали в исполнении знаменитого золотого фонда русской песни - Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского, Леонида Утесова...А затем Танго военного времени в исполнении Клавдии Шульженко, Танго из отечественных кинофильмов и отечественной эстрады, которые исполняли и записывали все эстрадные и джазовые группы. Они входили в репертуар самых признанных исполнителей. Это Танго было необычно. Это было даже не Аргентинское Танго, а что-то особенное, и, поэтому, в каком-то смысле термин "русское Танго" совершенно оправдан. Это было наше родное русское Танго. Далее путь Танго в России был достаточно сложен, если не сказать трагичен. С конца 40-х и до конца 90-х годов русское Танго как будто кануло в лету. Произошло вытеснение чувственности и любви в ритме Танго. Сразу после войны "отец народов", генералиссимус "товарищ" Сталин изымает из лексикона само слово "Танго". Строк попадает в опалу, а Лещенко запрещают вернуться на родину в Советский Союз. Поэтому на многие годы были забыты и старые мелодии, и не возникало новых. Смерть Сталина снимает запрет, и Танго начинает упоминаться в печати и кинематографе с 70-х годов практически свободно. В фильме "12 стульев" 1976 года блистательный Андрей Миронов, исполняющий роль Остапа Бендера, танцует Танго с очаровательной Любовью Полищук. И уже в 1990-е годы Танго вновь захватило просторы танцполов по всей стране. И неудивительно - по своему праздничному и волнующему духу культура Танго очень близка к русским танцевальным традициям. Милонги чем-то напоминали вечеринки 1960-х где-нибудь в провинции, куда девушки бегали танцевать с молодыми офицерами. Многие поколения людей не забыли этот танец, ставили на свои проигрыватели старые пластинки, вспоминая о своей молодости, о своих старших близких. С этого момента Танго в России развивается очень быстро.

Сегодня Танго вновь накрывает нас уже третьей волной. На наших глазах происходит превращение классического аргентинского городского танца в особый жанр. Танго выходит на сцену. Миллионы людей во всем мире рукоплещут постановкам знаменитых танцоров Танго. В России тоже появляются свои профессионалы. Танго больше не является новичком и на российском телевидении. Танго звучит из динамиков в торговом центре и в рекламе по телевизору, про Танго пишут деловые еженедельники и рассказывают элегантные ведущие в ночном эфире. Танго очень уверенно входит в российскую современную жизнь. Еще несколько лет назад число танцующих Танго в Москве и Питере измерялось десятками. Теперь счет идет на тысячи. Среди них студенты, владельцы и менеджеры известных компаний, архитекторы, редакторы и администраторы, школьники и пенсионеры. Важно не то, кто ты такой. Важен твой ответ на вопрос: "Еще один танец?". Современное Танго - весьма развитая индустрия. Работают школы, в которых можно научиться танцевать (в России первая школа Аргентинского Танго открылась в 1998 году), проходят семинары и мастер-классы известных танцоров и преподавателей, проводятся милонги и международные фестивали. И все это вместе - на фестивалях Танго. Многие любители Танго из России участвуют в этих фестивалях. Их количество огромно, участники съезжаются со всего мира. Можно целый год путешествовать по Европе, переезжая из города в город, из страны в страну, следуя за графиком проведения фестивалей. Можно просто слетать на выходные в любой крупный европейский город "потанцевать". Можно отправиться в Аргентину, чтобы "припасть к истокам" и вдохновиться атмосферой Буэнос-Айреса - родины Танго. На самом деле это совсем несложно - танцевать Танго. Достаточно сделать первый шаг. Удивительная живучесть мелодий, танца, стиля поражает. Танго вновь стало актуальным. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма. Даже волна моды на разнообразную этнику не объясняет повальности этого увлечения. Сами аргентинцы, конечно, считают танго истинно национальными танцем и музыкой. Но сегодня Танго - просто очень европейский и абсолютно городской танец. Танго - это движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода и еще что-то... Аргентинское танго танцуют во всем мире, и, конечно, в России. Тысячи людей нашли себя в танго или танго в себе.

(Текст и фото взяты с http://mirtango.ru)


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru